Хемотипы розмарина

Что такое хемотип?

Хемотип — химическая разновидность одного и того же растения с неизменно высоким содержанием одного и того же химического вещества в получаемом из этого растения эфирном масле (это я довольно вольно трактую В. Виноградова). При этом уникальность в том, что внешне растения будут абсолютно одинаковы. В. Виноградов приводит в пример чабрец обыкновенный (Thymus vulgaris) и два эфирных масла, получаемых из него. При этом в одном масле тем самым «доминантным» химическим веществом будет линалоол, а в другом — тимол. Что получаем? Тимольный хемотип и линалоольный хемотип.

watermarked - petitgrainandcoffee-rosemary-vivasan

Как обозначаются хемотипы?

На письме они обозначаются буквами ct. (chemotype, как несложно догадаться. Это я проявляю задатки Кэпа, как обычно). Например, Rosmarinus officinalis ct. camphor — камфорный хемотип розмарина.

Какие бывают хемотипы розмарина?

Хемотип — это масло, в химическом составе которого один или более компонент преобладает в сравнении с нормой, что зависит от территории произрастания. Например, розмарин может расти как в жарких местах, так и в более прохладных (он даже во дворе у моих родителей растет, откуда я его периодически и вывожу охапками). Чем жарче место, тем больше в составе розмарина будет камфоры как ответной реакции на температуру. (Если возьмем базилик, то чем выше находится местность, где он растет, тем больше будет линалоола).

sketch-1435688559928

Всего есть три основных хемотипа розмарина: камфорно-борнеольный (Испания), цинеольный (Тунис) и вербенонный (Франция).

  • Камфорно-борнеольный хемотип розмарина известен стимулирующим действим, в нем высокое содержание кетонов, поэтому он хорош всего при мышечных болях (А вообще про кетоны и прочее можно чуть больше узнать ОТСЮДА). Его также используют при жирной и проблемной кожей. Диуретические свойства. Снимает спазмы. Облегчает ревматизм. Выводит мокроту из легких. Идеальный хемотип для массажных смесей.
  • Цинеольный розмарин богат на оксиды терпенов, он пригодится при проблемах с дыхательной системой (бронхит, астма, синуситы) и для очищения печени и почек. Противогрибковые, антибактериальные и противовирусные свойства. Снимает спазмы. Уменьшает воспаления. Усиливает проникновение полезных веществ в кожу (skin penetration enhancer). Рекомендуют добавлять его в шампуни (либо специальные, либо самодельные) и в массажные смеси для кожи головы.
  • Вербенонный розмарин с его высоким содержанием кетонов и монотерпенов, как считается, лучше подходит для ухода за сухой и возрастной кожей. Отличный клеточный регенератор. Снимает спазмы. Показан при респираторных проблемах. Из-за того, что его действие менее стимулирующее, чем у остальных хемотипов, его можно использовать на ночь, так как он не вызовет у Вас бессоницы.

watermarked - petitgrainandcoffee-rosemary-vivasan2

К какому хемотипу относится эфирное масло испанского розмарина?

К камфорно-борнеольному. И вот что я хочу сказать. Признаю, что обоняние у меня ни к черту. Я нюхала и использовала и циннеольный, и вербенонный хемотипы от aromarti.ru. Но сколько я ни нюхала розмарин Вивасан, никак не могла определить его хемотип. Закончилось все банально гуглом. Итог — камфорно-борнеольный. И теперь, поднося к носу бутылочку, я явственно чувствую камфорные нотки. Где они были (условно) 15 минут назад?))

Что это означает?

Лично для меня есть такой вывод: надо нюхать, нюхать и нюхать. Обоняние можно и нужно развивать. При каждой возможности надо нюхать все, что пахнет.

Вообще я довольна, что у меня, как оказалось, камфорно-борнеольный хемотип. Мне нравится его запах.

watermarked - petitgrainandcoffee-rosemary-vivasan3

Рекомендую прочесть (именно на этих источниках я основывалась):

  1. Виноградов В., Виноградова Н., Голан Л. — Аромотерапия. Учебный курс. — Fultus Corp., 2006. — 430 с.
  2. Информацию на форуме aromarti.ru
  3. http://www.learningabouteos.com/index.php/2013/08/07/the-importance-of-knowing-chemotypes/

Хемотипы розмарина: 12 комментариев

  1. Ой, капитань, пожалуйста, я благодаря тому, что ты всё разжёвываешь так, понимаю всё даже в моменты, когда на работе читаю и голова забита Б-г знает чем..)

    Нравится

  2. да, Насть, и я согласна с комментариями выше, ты очень понятно объясняешь, а главное интересно)) Спасибо за статью)))

    Нравится

    • Если не в еду (как специю), то можно делать отвар для ополаскивания волос и втирания в кожу головы. Профилактика и лечение перхоти, укрепление и рост волос. Делают ванночки из отвара для рук, ног и всего тела. Я размачиваю отваром тканевые маски для лица. Тонизирует кожу и снимает воспаления.
      Им еще горло полоскать можно при воспалении.

      Нравится

Оставьте комментарий